11
Июля

За нестандартное колесо – в тюрьму?

В Калужской области возбудили уголовного дело в отношении водителя, на машине которого было установлено нестандартное колесо. Ему теперь грозит до 2 лет тюрьмы. Следователи посчитали, что подозреваемый оказывал услуги, не отвечающие требованиям безопасности. В этой запутанной истории разбирался корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин. По версии следствия, водитель автобуса марки ПАЗ на маршруте Ермолино - Балабаново игнорировал требования безопасности. Его остановили сотрудники ГИБДД, и выяснилось, что одно из колес автобуса было нестандартным – “колесо не соответствовало предъявляемым требованиям по качеству резины и диаметру”. Судя по всему, один диск отличался по величине от других. А резина, видимо, была “лысой”. За это водитель был оштрафован на 500 рублей, как и положено по статье Кодекса об административных правонарушениях “Управление транспортным средством при наличии неисправностей”. Однако и после этого водитель автобуса продолжал ездить и не спешил менять колесо и резину. Его вновь остановили. Но на это раз не стали штрафовать, а сразу возбудили уголовное дело - уже по статье “Оказание услуг, не отвечающих требованиями безопасности жизни и здоровья потребителей”. Максимальное наказание по ней - до 2 лет лишения свободы. Сейчас следователи собирают материалы для доказательства преступления. На первый взгляд, столь суровые меры вызывают недоумение. Ведь такое правонарушение четко описано в Административном кодексе, говорит автоюрист, эксперт партии “Автомобильная Россия” Сергей Радько. РАДЬКО: Если на автомобиле установлены шины, которые не соответствуют требованиям, то это наказывается по статье 12.5 КоАП - “Управление транспортным средством с неисправностями, при которых эксплуатация запрещена. Никакого иного наказания за это закон не предусматривает. Следователи подчеркивают, что сначала водитель был привлечен к административной ответственности и только затем - к уголовной. Однако управляющий партнер московской коллегии адвокатов “Юрасов и партнеры” Владимир Юрасов поясняет, что если это было одно и то же нарушение, то и наказывать водителя нужно было по одной и той же схеме.
ЮРАСОВ: За одинаковые правонарушения законодатель предусмотрел наказание и дважды, и трижды, и четырежды. Конечно, каждое последующее правонарушение должно караться строже. Но в рамках того же кодекса. В данном случае - КоАП. Таким образом, повторность не является основанием для того, чтобы привлекать к аналогичной статье, но уже в рамках Уголовного кодекса.
Однако если следователи сочли, что во второй раз, в отличие от первого, действия водителя, отказавшегося менять нестандартное колесо, напрямую угрожали здоровью и жизни пассажиров, это другое дело. В этом случае речь может идти об уголовной ответственности, - продолжает Владимир Юрасов.
ЮРАСОВ: Человек понес ответственность (как в данной ситуации) в рамках КоАП, но если имеются более тяжкие последствия (риск телесных повреждений или гибели человека) и это будет доказано во время следствия, то никаких противоречий между первичным наказанием (в рамках КоАП) и вторичным (если вина доказана в рамках Уголовного кодекса) я не вижу.
Но все это еще нужно доказать. Пока, по мнению Сергея Радько, следователи лишь предполагают, что “нестандартное колесо” угрожало здоровью пассажиров. Хотя никаких серьезных последствий не наступило. Всего этого недостаточно для уголовного дела. РАДЬКО: Для того чтобы доказать, что это нестандартное колеса представляло какую-то опасность (оно, конечно, могло угрожать жизни и здоровью пассажиров), нужно точно доказать, что именно эта неисправность представляла непосредственную угрозу. Тот факт, что колесо не соответствовало необходимому размеру, может говорить о том, что такая опасность была. Но это только предположение. Поэтому я думаю, что возбуждение уголовного дела вряд ли является обоснованным, и прокуратура должна рассмотреть вопрос об отмене этого постановления. Между тем это не первый случай, когда статья в КоАП превращается в уголовную статью. В этом году в Санкт-Петербурге инструктора учебного вождения обвинили по той же схеме. Он ездил на шипованной резине без специальной наклейки. В первый раз его оштрафовали на 500 рублей, а во второй - возбудили уголовное дело по статье “Оказание услуг, не отвечающих требованиями безопасности”. Кстати, эти требования безопасности (помимо наклеек и нестандартных колес) запрещают, к примеру, пользоваться машиной с разбитым боковым зеркалом, перегоревшей лампочкой, грязными фарами. Запрещено даже управлять автомобилем без огнетушителя или аптечки. Источник: http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1505714/