1
Июня

Правовой статус криптовалюты в Российском законодательстве

Правовой статус криптовалюты в Российском законодательстве В эру цифровой экономики технологии стремительно развиваются, вовлекая все больше заинтересованных лиц, и такие термины, как Big-data (бигдата), Blockchain (блокчейн), Smartcontract (cмарт-контракт) плотнее входят в нашу жизнь. В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на законодательные ограничения и правовые риски, связанные с оборотом криптовалют (в частности, биткоин). В настоящей статье мы разберем четыре основных вопроса, которые видятся автору как краеугольные камни в настоящей тематике. 1) КРИПТОВАЛЮТА КАК ДЕНЕЖНЫЙ СУРРОГАТ Прежде всего, необходимо понять, как действующее законодательство трактует криптовалюту и к каким правоотношениям относит. Традиционно деньги это средство обмена товара на товар. Все деньги отнесены законодателем к имуществу, при этом наличные деньги - к вещам, а безналичные денежные средства - к иному имуществу. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" к иностранной валюте относятся: - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; - средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Криптовалюта не является объектом гражданских прав, так как не указана в ст. 128 ГК РФ, не относится к деньгам, поскольку не указана в ст. 140 ГК РФ, не соответствует ст. 27 Закона о Банке России, в соответствии с которой официальной денежной единицей России является рубль. Указанная норма так же гласит что введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. В Российском праве закреплен закрытый перечень ценных бумаг, поэтому криптовалюту нельзя признать бездокументарной ценной бумагой. Проблематично ее назвать и аналогом ценной бумаги или каким-либо финансовым инструментом, так как у криптовалюты нет эмитента. Нельзя отнести криптовалюту к имущественным правам, потому что отсутствуют кредитор и должник по какому-либо обязательству. У обладателя криптовалюты нет права требования к кому-либо. Обладатель криптовалюты может передать данный актив третьему лицу либо обменять на другой актив или приобрести что-либо. Криптовалюта и Биткоин, в частности, не подпадает под определение электронных денежных средств, которое дано в п. 18 ст. 3 ФЗ "О национальной платежной системе", а также не подпадает под определение платежной системы, которое содержится в п. 20 ст. 3 этого же Закона. Таким образом, криптовалюты с точки зрения правового регулирования не могут быть отнесены ни к российским деньгам, ни к иностранной валюте, являясь своего рода денежным суррогатом. Но главное, что в Российском законодательстве не закреплены такие понятия, как денежный суррогат, криптовалюта, виртуальная валюта. С точки зрения уголовного права, денежные суррогаты - это частные средства платежа, номинированные в рублях или иных единицах (могущих быть переведенными в рубли) и имеющие ограниченное хождение в сфере реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. С точки зрения банковского права, денежный суррогат может быть определен как платежное средство, не отвечающее признакам законного платежного средства и не являющееся специальным законным платежным средством, выпуск в обращение которого запрещен государством и наказуем в соответствии с законодательством. Стоит отметить что, хотя выпуск суррогатов и запрещен, однако ответственности за это до настоящего времени в Российском законодательстве не установлено. 2) ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ В соответствии с информационным сообщением Росфинмониторинга, размещенным на официальном сайте www.fedsfm.ru, использование криптовалют при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам (операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Стоит отметить что, операции по криптовалютам носят спекулятивный характер, осуществляются на "виртуальных биржах" и несут высокий риск потери стоимости. Криптовалюта не требует ведения специальной отчетной документации. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и по их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть, в том числе непреднамеренно, вовлечены в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В то же время, законодательство Российской Федерации не содержит прямого запрета на проведение физическими и юридическими лицами операций с использованием криптовалюты. 3) НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ Как мы уже выяснили, в соответствии с Российским законодательством криптовалюта не является объектом гражданских прав и не относится к деньгам, наиболее подходящие понятие «денежный суррогат». В этом ключе встает вопрос, возможно ли в настоящий момент налогообложение денежных суррогатов? Во-первых, многочисленные проблемы порождает анонимность переводов, а также отсутствие отчетности по данным операциям, которую могли бы использовать налоговые органы. Во-вторых, серьезным вопросом является налогообложение майнинга криптовалюты. Как отмечалось выше, за проведение операций по майнингу криптовалюты (т.е. за подтверждение операций внутри системы) майнеры вознаграждаются соответствующим количеством криптовалюты. При этом получается, что, если в ряде случаев криптовалюта может быть использована как средство платежа, то майнеры получают некий доход. Отдельного внимания заслуживает вопрос о обложении операций с использованием биткоина налогом на добавленную стоимость (НДС). В настоящее время именно этот аспект налогообложения вызывает наибольшую сложность. Дело в том, что идентификация биткоина как товара или услуги для целей НДС не в полной мере соответствует особенностям юридической конструкции данного налога и, собственно, специфике биткоина как объекта. В этом случае хочется обратить внимание на опыт некоторых стран Евросоюза. Так, биткоин отнесен к "контрактным" средствам платежа, выступающим в данном качестве в отношениях между лицами, которые пришли к соглашению рассматривать его таким образом. Согласно директивам ЕС «Об общей системе налога на добавленную стоимость», не подлежат обложению операции с валютой, банкнотами, монетами, используемыми в качестве законного средства платежа. ЕС пришел к выводу, что под действие нормы подпадают также валюта или средства платежа, не являющиеся законными платежными средствами, при условии их использования именно как средства платежа (альтернативы законному средству платежа) и принятия в таком качестве сторонами сделки. Исследовав правовую природу биткоина, ЕС признал его для целей обложения НДС не товарами/услугами, а платежным средством. Данное решение повлияло на формирование подходов налоговых органов Европейских государств. Так, в сентябре 2016 года Налоговая служба Италии выпустила руководство для бизнеса по вопросам обложения НДС операций с биткоинами, согласно которому сделки с использованием биткоина квалифицированы как услуги, не облагаемые НДС (без права на налоговый вычет). Есть основания полагать, что при определении принципов обложения НДС обоснованно учитывать специфику биткоина как "виртуального товара", который сочетает в себе ряд свойств, характерных для услуг и средств платежа, обусловливающих особенности его налогообложения по сравнению с реальными товарами и услугами. 4) ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ За криптовалюты можно приобретать реальные товары и оплачивать услуги, что номинально делает их платежным средством. Как мы уже выяснили, в Российской Федерации отсутствует какая-либо правовая база для регулирования платежей, осуществляемых в криптовалютах, а также отсутствует какое-либо правовое регулирование торговых интернет-площадок, он-лайн бирж. В связи с этим все операции с перечислением криптовалюты производятся их владельцами на свой страх и риск; нет возможности отмены транзакции. Отсутствует возможность обратиться с жалобой к центральному администратору (максимум администратору ресурса, на котором осуществлена операция), а также в суд с заявлениями, например, об отмене (оспаривании) сделки, о возврате некачественного товара и т.п. Поэтому, если плата за товар произведена, но он не был получен покупателем (плательщиком), никто не дает гарантию возврата платежа. В случае произведения расчетов в криптовалюте (в частности, Биткоин), в отличие от расчетов наличными деньгами и других способов оплаты Биткоин оставляет доказательство, что та или иная транзакция имела место. Все транзакции находятся в открытом доступе, но с учетом анонимности криптовалют установить контрагентов по сделке и доказать между кем была транзакция практически не возможно. Хочу отметить, что в разных странах мира биткоинами можно оплачивать покупку недвижимости, автомобилей, а в некоторых случаях производятся выплаты заработной платы. Сейчас их уже повсеместно принимают тысячи продавцов по всему миру - это представители мелкого и среднего бизнеса в РФ и зарубежом. Но в Российской Федерации, осуществляя по сделке оплату криптовалютой, покупатель остается один на один с продавцом и проблемой, которая возникнет, если он столкнется с недобросовестным контрагентом, ине может рассчитывать на помощь и защиту Закона. ЧТО НАС ЖДЕТ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ Как мы увидели, в настоящий момент в Российском законодательстве не даны определения криптовалют и не предусмотрена мера ответственности за операции с ними, в законодательствах зарубежных стран эти пробелы понемногу заполняются. Так в ряде стран Европейского союза майнинг и торговля на криптовалютной бирже налогами не облагается, в то же время в США активно обсуждается вопрос применения ставок НДС к операциям по криптовалютами. Хочется предупредить читателя о грядущих скорых изменениях и в Российском законодательстве. До настоящего времени позиция правительства Российской Федерации по отношению к этому вопросу непостоянна и изменчива: от радикального «полностью запретить любой оборот и за нарушение применять меры уголовной ответственности» до «разработать льготный налоговый режим и разрешить деятельность в специальных экономических зонах». На фоне этого, 22 мая 2018 года в Государственной Думме РФ в первом чтении принят законопроект «О цифровых финансовых активах», в котором даны определения, что такое криптовалюта, майнинг,блокчейн и валидация, регулируется выход юридических лиц на ICO. Законодателем подготовлены поправки в Гражданский кодекс РФ, которые вводят понятие «цифровое право». Готовятся поправки в КоАП РФ, который предлагается дополнить соответствующими статьями 14.15.2 - 14.15.3, а в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации" нормативно определить понятие криптовалют и закрепить меру ответственности. Но не стоит забегать вперед, ведь есть основания полагать, что в последующий чтениях закон буден дополнен и изменен. В следующих статьях мы с Вами рассмотрим, какие поправки в законы РФ будут внесены и что они значат, более подробно рассмотрим мировой опыт, поговорим о том, можно ли считать криптовалюту «оффшором», и как будут исполнятся решения судов в по ограничению или изъятию криптовалютных активов. До скорой встречи, уважаемые читатели! 25.05.2018г.     Источник: https://zakon.ru/blog/2018/5/29/pravovoj_status_kriptovalyuty_v_rossijskom_zakonodatelstve