20
Марта

Пожизненный срок для стритрейсеров: возможно ли такое в России? Комментирует адвокат Владимир Юрасов

Пожизненный срок для двух стритрейсеров, устроивших в Германии ДТП со смертельным исходом, вызвал широкое обсуждение в немецком обществе. Напомним, что Берлинский суд квалифицировал это преступление по статье "Убийство". Гонщики мчались со скоростью 160 километров в час, не обращая внимания на светофоры. В итоге их машина врезалась во внедорожник, водитель которого скончался. Возможен ли столь суровый приговор у нас? В этом разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин. Образцовый немецкий порядок поддерживается строгостью немецких законов. В Германии просто за факт употребления алкоголя за рулем можно попасть на год в тюрьму. А если человек не просто напился и сел в машину, но и нарушил при этом другие правила дорожного движения, (скажем, сильно разогнался там, где это запрещено или не пропустил пешехода на переходе), - ему грозит до 5 лет лишения свободы. При этом особой автомобильной статьи для тех, кто совершил ДТП с тяжкими последствиями, в Германии нет. До последнего времени таких людей осуждали за "лишение жизни по неосторожности" и наказывали денежным штрафом или 5 годами тюрьмы. Но преступление стритрейсеров квалифицировали по статье "Убийство". Вообще, в Германии различают так называемых "злостных убийц" (в случае особо жестокого преступления) и обычных. Но и тех и других суд может отправить в тюрьму до конца их жизни.
В России ситуация иная. В Уголовном кодексе, помимо статей "Убийство" и "Причинения смерти по неосторожности", есть особая "автомобильная" статья - 264-я - "Нарушение правил дорожного движения повлекшее по неосторожности смерть человека". Наказывается (в зависимости от конкретных обстоятельств) принудительными работами или лишением свободы на срок до 9 лет. Именно по этой статье проходят все виновники дорожных аварий с тяжкими последствиями, отмечает адвокат, управляющий партнер московской коллегии адвокатов "Юрасов, Ларин и партнеры" Владимир Юрасов. "Диспозиция статьи №264 принципиально отличается от статьи "умышленное убийство". У нас система права не аналогична германскому законодательству. У нас есть Пленумы Верховного Суда, есть постановления Президиума Верховного Суда, которые очень четко трактуют, по какой статье должен быть привлечен человек в случае той или иной деятельности. Уголовный кодекс плюс судебная практика - это четкие рамки, за которые не может выходить ни следствие, ни суд. Поэтому, отвечая на вопрос "можно ли такой прецедент быть в России?", я думаю, что в ближайшем будущем – нет". Для того чтобы отправить водителя в тюрьму по статье "убийство" (а у нас за такое преступление предусмотрено в том числе и пожизненное заключение), нужно доказать, что он не просто допускал возможность смертельного ДТП, но и желал его наступления. В случае же со стритрейсерами – они, вероятно, предполагали, что дело может закончится серьезной аварией, но не желали ее, продолжает Владимир Юрасов.
"264 статья подразумевает не прямой, но косвенный умысел. Чтобы было понятно: прямой умысел - когда действуют целенаправленно. Косвенный умысел - это когда человек мог предположить, но по разным причинам (халатность, небрежность и так далее) не предвидел данных последствий. Это умысел, но он не прямой". То есть возбудить дело после ДТП по статье "Убийство" можно только в том случае, если станет ясно, что виновник аварии специально спровоцировал ее, чтобы лишить человека жизни, поясняет адвокат, эксперт партии "Автомобильная Россия" Сергей Радько. "Если произошло ДТП, и смерть наступила при использовании автомобиля, то наказать виновника по статье №105 за умышленное убийство можно лишь в одном случае - если будет доказано наличие умысла на лишение жизни. То есть, если сам виновник скажет: "Да, я специально наехал на человека и переехал его два раза, чтобы его лишить жизни". Понятно, что ни один виновник в этом не признается, поэтому все такие ситуации квалифицируются по 264 статье: нарушение ПДД, повлекшее по не осторожности смерть потерпевшего". Кроме того, как отмечают юристы, если допустить осуждение виновников тяжких аварий по статье "Убийство", то, по логике, придется строго наказывать и за покушение на такое преступление. То есть сажать в тюрьму на долгие годы всех лихачей, которые, к примеру, превысили предельно допустимую скорость на 100 километров в час.   Источник http://radiovesti.ru/brand/61178/episode/1475643/